iCNC > Блог > Все о модернизации станков, ретрофиттинге и модернизации отдельного оборудования

Все о модернизации станков, ретрофиттинге и модернизации отдельного оборудования

16.09.2015

newtoolsavin

Когда воз­ни­ка­ет надоб­ность купить ста­нок для метал­ло­об­ра­бот­ки, кото­рый до это­го нахо­дил­ся в поль­зо­ва­нии у дру­го­го пред­при­я­тия, то неред­ко мож­но встре­тить слож­ные реклам­ные фра­зы о про­ве­ден­ных модер­ни­за­ции и ретро­фит­тин­ге. На прак­ти­ке оба эти тер­ми­на упо­треб­ля­ют­ся прак­ти­че­ски все­гда вме­сте, изред­ка чере­ду­ясь места­ми, поэто­му неред­ко мож­но поду­мать, что оба опре­де­ле­ния обо­зна­ча­ют одно и то же. Так ли это на прак­ти­ке или все же эти поня­тия раз­лич­ны?

Что­бы най­ти ответ на этот вопрос нуж­но на неко­то­рое вре­мя отстра­нить­ся от попу­ляр­ных в дан­ном кру­гу реклам­ных тек­стов и понять смысл каж­до­го опре­де­ле­ния в отдель­но­сти. Толь­ко после это­го может прий­ти пони­ма­ние того, мож­но ли исполь­зо­вать эти тер­ми­ны в каче­стве сино­ни­мов.

Что­бы как мож­но глуб­же углу­бить­ся в поис­ки отве­та на этот вопрос, нуж­но отыс­кать линг­ви­сти­че­ский смысл каж­до­го из этих слов. Если вни­ма­тель­но изу­чить сло­ва­ри, то мож­но най­ти во фран­цуз­ском сло­ва­ре сло­во modernisation, кото­рое в виде сло­ва модер­ни­за­ция при­сут­ству­ет в рус­ском язы­ке. Углу­бив­шись в исто­ки кор­ней фран­цуз­ско­го опре­де­ле­ния мож­но выяс­нить, что оно обо­зна­ча­ет «совре­мен­ный». В рус­ском же язы­ке сло­во «модер­ни­за­ция» обо­зна­ча­ет обнов­ле­ние чего-либо уста­рев­ше­го до совре­мен­но­го уров­ня. С этим опре­де­ле­ни­ем осо­бых слож­но­стей воз­ник­нуть не долж­но было, посколь­ку его зна­ет каж­дый и в любой отрас­ли про­мыш­лен­но­сти при­ня­то вре­мя от вре­ме­ни совер­шен­ство­вать обо­ру­до­ва­ния, посколь­ку про­гресс не сто­ит на месте. Мож­но най­ти и дру­гие линг­ви­сти­че­ские тол­ко­ва­ния дан­но­го сло­ва, одна­ко они несколь­ко ухо­дят от основ­ной сути и не могут быть при­ме­ни­мы к отрас­ли метал­ло­об­ра­бот­ки и ста­ноч­но­му обо­ру­до­ва­нию в целом.

Так уж пове­лось, что в рус­ском язы­ке смысл сло­ва «модер­ни­за­ция» доволь­но обши­рен, если срав­ни­вать его с дру­ги­ми язы­ка­ми, напри­мер, с фран­цуз­ским. В рус­ском язы­ке под сло­вом «модер­ни­за­ция» при­ня­то под­ра­зу­ме­вать усо­вер­шен­ство­ва­ние чего-либо с изме­не­ни­ем кон­струк­ции, а ино­гда и прин­ци­пом функ­ци­о­ни­ро­ва­ния с целью усо­вер­шен­ство­ва­ния обо­ру­до­ва­ния или чего-то дру­го­го. Если гово­рить про отрасль метал­ло­об­ра­бот­ки, то в таком слу­чае добав­ле­ние оси к ста­ро­му стан­ку или же заме­на бло­ка ЧПУ на более новый будет рас­смат­ри­вать­ся как модер­ни­за­ция. В целом, любые изме­не­ния, кото­рые будут про­из­ве­де­ны в рам­ках того или ино­го стан­ка с целью повы­ше­ния его про­из­во­ди­тель­но­сти будут рас­смат­ри­вать­ся в каче­стве модер­ни­за­ции. Если в ходе обнов­ле­ния обо­ру­до­ва­ния будет заме­не­но боль­шое коли­че­ство обо­ру­до­ва­ния, то в таком слу­чае модер­ни­за­ция будет ком­плекс­ной. При­ме­ча­тель­но, что модер­ни­зи­ро­вать в насто­я­щее вре­мя мож­но не толь­ко уста­рев­шие моде­ли стан­ков, но и совре­мен­ные.

Рос­сий­ской опре­де­ле­ние сло­ва «модер­ни­за­ция» по про­из­но­ше­нию и смыс­ло­вой нагруз­ке мак­си­маль­но близ­ко к Фран­цуз­ско­му язы­ку, одна­ко по смыс­лу оно схо­дит­ся с англий­ским сло­вом «upgrade», кото­рое пере­во­дит­ся как «повы­ше­ние уров­ня». Если при­ме­нить этот тер­мин к стан­ку, то это будет не про­сто дове­де­ние его до совре­мен­но­го уров­ня, а пере­дел­ка до сле­ду­ю­ще­го клас­са, то есть в обя­за­тель­ном поряд­ке долж­на повы­шать­ся про­из­во­ди­тель­ность.

Что каса­тель­но опре­де­ле­ния «ретро­фит­тинг», то здесь уже все не так уж про­сто и сле­ду­ет при­го­то­вить­ся к неко­то­рым слож­но­стям.

3.2_Retrofitting

Вся про­бле­ма здесь сво­дит­ся к тому, что даже самые совре­мен­ные сло­ва­ри не дают точ­ной фор­му­ли­ров­ки это­му сло­ву, а зна­чит, что най­ти его линг­ви­сти­че­ское опи­са­ние будет про­бле­ма­тич­но. При состав­ле­нии это­го мате­ри­а­ла было изу­че­но доста­точ­но мно­го раз­но­об­раз­ной лите­ра­ту­ры, кото­рая по боль­шо­му сче­ту не дава­ла отве­тов на вопрос о том, что обо­зна­ча­ет это сло­во и толь­ко неко­то­рые источ­ни­ки гово­ри­ли о том, что это сло­во озна­ча­ет ни что иное как «вос­ста­нов­ле­ние» или же «модер­ни­за­ция». Боль­ше рас­шиф­ро­вок это­му опре­де­ле­нию отыс­кать не уда­лось, да и те что есть мож­но пози­ци­о­ни­ро­вать в каче­стве при­бли­зи­тель­ных и неточ­ных.

Несмот­ря на это опре­де­ле­ние «ретро­фит­тинг» доста­точ­но часто исполь­зу­ют на рын­ках веду­щих дер­жав мира. Как пра­ви­ло, под этим сло­вом при­ня­то под­ра­зу­ме­вать пол­ное или частич­ное вос­ста­нов­ле­ние обо­ру­до­ва­ния, кото­рое до это­го уже пре­бы­ва­ло в интен­сив­ной экс­плу­а­та­ции. По жела­нию заказ­чи­ка обо­ру­до­ва­ние может постав­лять­ся с его сопро­вож­де­ни­ем и обслу­жи­ва­ние или без него, а так­же могут быть вне­се­ны изме­не­ния кон­струк­ции и обо­ру­до­ва­ния. В любом слу­чае все меро­при­я­тия будут наце­ле­ны на рас­ши­ре­ние тех­но­ло­ги­че­ских воз­мож­но­стей того или ино­го обо­ру­до­ва­ния.

Каж­дая из ком­па­ний, кото­рая прак­ти­ку­ет про­да­жу под­дер­жан­но­го обо­ру­до­ва­ния, в зави­си­мо­сти от сво­их биз­нес-пла­нов и ресур­сов может орга­ни­зо­вы­вать ретро­фит­тинг по-сво­е­му.

Неко­то­рые ком­па­нии име­ют доста­точ­но ресур­сов для того, что­бы обес­пе­чить пол­ную модер­ни­за­цию обо­ру­до­ва­ния перед его про­да­жей, то есть пол­но­стью разо­брать все узлы, обра­бо­тать их и попут­но уста­но­вить модер­ни­зи­ро­ван­ные агре­га­ты. При выпол­не­нии пол­но­го вос­ста­нов­ле­ния неко­то­рые узлы долж­ны пере­шли­фо­вы­вать­ся и повтор­но отстра­и­вать­ся. В целом, после про­ве­де­ния вос­ста­нов­ле­ния того или ино­го стан­ка в обя­за­тель­ном поряд­ке долж­ны про­во­дить­ся рабо­ты по про­вер­ке его точ­но­сти и готов­но­сти к актив­но­му исполь­зо­ва­нию на про­из­вод­стве. Неко­то­рые же ком­па­нии попро­сту заме­ня­ют смаз­ку во всех узлах стан­ка, устра­ня­ют все дефек­ты, кото­рые мож­но выявить при пер­вич­ном осмот­ре, в общем не силь­но утруж­да­ют­ся для того, что­бы дове­сти стан­ки дей­стви­тель­но до совре­мен­но­го уров­ня. Все из ком­па­ний, кото­рые прак­ти­ку­ют модер­ни­за­цию и рефит­тинг стан­ков нахо­дят нема­лое коли­че­ство кли­ен­тов, дают гаран­тию на свои това­ры, в даль­ней­шем про­из­во­дят обслу­жи­ва­ние про­дан­но­го обо­ру­до­ва­ния, одна­ко дале­ко не каж­дая ком­па­ния берет на себя рабо­ты по смене кон­струк­ции обо­ру­до­ва­ния с целью повы­ше­ния его тех­но­ло­ги­че­ских воз­мож­но­стей. Выхо­дит, что мно­гие ком­па­нии не дела­ют того, что при­ня­то назы­вать сло­вом «модер­ни­за­ция».

Если сно­ва рас­смат­ри­вать ситу­а­цию со сло­вом «ретро­фит­тинг», то его мож­но раз­де­лить на две части и с англий­ско­го пере­ве­сти как «под­гон­ка ста­ро­го под новое», что в слу­чае со стан­ка­ми для обра­бот­ки метал­лов будет озна­чать дове­де­ние ста­ро­го обо­ру­до­ва­ния до совре­мен­но­го.

Если гово­рить о подроб­ном смыс­ле опре­де­ле­ния под­гон­ки под новые стан­дар­ты, то оста­ет­ся пол­но­стью неяс­ным то, идет ли речь о пол­ной модер­ни­за­ции обо­ру­до­ва­ния или же че же о вос­ста­нов­ле­нии обо­ру­до­ва­ния по кос­ме­ти­че­ским при­зна­кам. В любом слу­чае не име­ет осо­бо­го смыс­ла пере­пла­чи­вать за модер­ни­за­цию, при кото­рой ста­нок попро­сту был покра­шен зано­во, а его кон­струк­ция не была изме­не­на с целью повы­ше­ния рабо­че­го ресур­са обо­ру­до­ва­ния.

Если на тот или иной метал­ло­об­ра­ба­ты­ва­ю­щий ста­нок будет уста­нов­ле­на кар­ди­наль­но новая систе­ма ЧПУ вме­сто ста­рой, кото­рая обла­да­ет рас­ши­рен­ным функ­ци­о­на­лом, напри­мер, име­ет боль­шую память, под­дер­жи­ва­ет новые виды интер­по­ля­ции и мно­гое дру­гое, то эту пере­дел­ку мож­но будет сме­ло клас­си­фи­ци­ро­вать в каче­стве модер­ни­за­ции стан­ка в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При этом если во вре­мя вос­ста­нов­ле­ния стан­ка были про­ве­де­ны рабо­ты по вос­ста­нов­ле­нию ста­рой систе­мы ЧПУ или же ста­рый модуль ЧПУ был заме­нен на новый, но ана­ло­гич­ный ста­ро­му, то модер­ни­за­ций эти изме­не­ния назы­вать уже будет непра­виль­но. Дело в том, что в рабо­то­спо­соб­но­сти стан­ка и его про­из­во­ди­тель­но­сти не изме­нит­ся вовсе ниче­го. С дру­гой же сто­ро­ны такие пере­дел­ки мож­но пози­ци­о­ни­ро­вать в каче­стве модер­ни­за­ции, посколь­ку в конеч­ном ито­ге систе­ма ЧПУ будет уста­нов­ле­на новая, хоть и по харак­те­ри­сти­кам иден­тич­ная ста­рой.

После все­го выше ска­зан­но­го ста­но­вит­ся понят­но, поче­му мно­гие пред­при­я­тия исполь­зу­ют как сино­ни­мы опре­де­ле­ния модер­ни­за­ции и ретро­фит­тин­га, посколь­ку по боль­шо­му сче­ту они озна­ча­ют одно и то же.

Если в ходе вос­ста­нов­ле­ния ста­нок будет пол­но­стью обнов­лен, а его кон­струк­ция изме­нит­ся, то на запа­де эту про­це­ду­ру назо­вут не ина­че как ретро­фитт­ниг, а у нас это будет назы­вать­ся при­выч­но нам модер­ни­за­ци­ей. Если даже кон­струк­ция стан­ка оста­ет­ся преж­ней, то он все рав­но будет про­да­вать­ся как модер­ни­зи­ро­ван­ный, посколь­ку он будет модер­ни­зи­ро­ван, иметь совре­мен­ный вид и про­да­вать­ся в насто­я­щее вре­мя – вот такой реклам­ный ход, о кото­ром сле­ду­ет знать.