iCNC > Материалы > Алюминий и алюминиевые сплавы, а также методы обработки алюминия

Алюминий и алюминиевые сплавы, а также методы обработки алюминия

03.07.2015

03_ Алюминиевые сплавы

Все суще­ству­ю­щие спла­вы алю­ми­ния мож­но раз­де­лить на две кате­го­рии:

Алюминиевые деформируемые сплавы

Дан­ная кате­го­рия спла­вов ори­ен­ти­ро­ва­на на про­из­вод­ство полу­фаб­ри­кат­ных изде­лий, напри­мер, листов, труб, про­фи­лей и т.д. Кро­ме это­го посред­ством прес­со­ва­ния, про­кат­ки или же ков­ки из дефор­ми­ру­е­мых спла­вов про­из­во­дят­ся штам­по­вые заго­тов­ки.

Сплавы, упрочняемые после проведения термической обработкой:

Дуралюмины

доволь­но хоро­шо под­вер­га­ют­ся обра­бот­ке реза­ни­ем не толь­ко в зака­лен­ном, но и соста­рен­ном состо­я­нии, одна­ко недо­пу­сти­мо их обра­ба­ты­вать в ото­жжен­ном состо­я­нии. Дура­лю­ми­ны отлич­но под­вер­га­ют­ся точеч­но­му сва­ри­ва­нию и не сва­ри­ва­ют­ся свар­кой плав­ле­ния, посколь­ку это при­во­дит к обра­зо­ва­нию тре­щин на мате­ри­а­ле. Из рас­про­стра­нен­но­го спла­ва Д16 в насто­я­щее вре­мя про­из­во­дят обшив­ки, шпан­го­у­ты, стин­ге­ра и даже лон­же­ро­ны для авиа­ци­он­но­го транс­пор­та, а так­же сило­вые кар­ка­сы и дру­гие кон­струк­ции для при­ме­не­ния их в авто­мо­би­ле­стро­е­нии.

Сплав Авиаль

Обо­зна­ча­ет­ся мар­ки­ров­кой «АВ», кото­рый отлич­но под­да­ет­ся обра­бот­ке реза­ни­ям после про­хож­де­ния закал­ки и даже ста­ре­ния. Кро­ме это­го он отлич­но сва­ри­ва­ет­ся арго­но­ду­го­вой и точеч­ной свар­кой. Сплав АВ успеш­но при­ме­ня­ет­ся для про­из­вод­ства полу­фаб­ри­кат­ных изде­лий, напри­мер, листов, про­фи­лей и труб, кото­рый в даль­ней­шем при­ме­ня­ют­ся для созда­ния кон­струк­ций, несу­щих уме­рен­ные нагруз­ки. Так­же этот сплав исполь­зу­ют для про­из­вод­ства лопа­стей вер­то­лет­ных вин­тов, кован­ных дета­лей дви­га­те­лей и даже две­рей, то есть вез­де, где в при­о­ри­те­те сто­ит повы­шен­ная проч­ность не толь­ко в холод­ном, но и горя­чем состо­я­нии дета­ли.

В95

Один из самых высо­ко­проч­ных спла­вов, кото­рый обла­да­ет пре­де­лом проч­но­сти до 600 Н/мм2. Он подат­лив к обра­бот­ке реза­ни­ем и сва­ри­ва­нию точеч­ной свар­кой. Сплав В95 с широ­ко исполь­зу­ет­ся в само­лё­то­стро­е­нии для про­из­вод­ства из него обшив­ки, стин­ге­ров и мно­гих дру­гих дета­лей, а так­же для воз­ве­де­ния сило­вых кар­ка­сов в стро­и­тель­ных соору­же­ни­ях.

Сплавы АК6, АК8, АК4–1

Явля­ют­ся жаро­проч­ны­ми и отли­ча­ют­ся пре­дель­но высо­кой пла­стич­но­стью и пре­вос­ход­ны­ми литей­ны­ми свой­ства­ми, даю­щи­ми воз­мож­ность полу­чать литей­ные слит­ки высо­ко­го каче­ства. Все пере­чис­лен­ные выше спла­вы пре­крас­но под­да­ют­ся обра­бот­ке реза­ни­ям, а так­же лег­ко сва­ри­ва­ют­ся арго­но­ду­го­вой и точеч­ной свар­кой.

picture208262

Сплавы, не упрочняемые после проведения термической обработки:

АМц

Спла­вы алю­ми­ния с мар­ган­цем, а так­же АМг2, АМг3, АМг5 и АМг6 – спла­вы алю­ми­ния с маг­ни­ем. Они лег­ко под­да­ют­ся штам­пов­ке под дав­ле­ни­ем, отлич­но сва­ри­ва­ют­ся и при этом сла­вят­ся высо­ки­ми анти­кор­ро­зий­ны­ми пока­за­те­ля­ми. Обра­бот­ка дан­ных спла­вов реза­ни­ем крайне затруд­ни­тель­на, поэто­му для резь­бы при­ме­ня­ют бес­стру­жеч­ные режу­щие инстру­мен­ты, кото­рые не име­ют даже малей­ших кро­мок.

Литейные алю­ми­ни­е­вые спла­вы – кате­го­рия спла­вов из алю­ми­ния, кото­рые актив­но при­ме­ня­ют­ся для фасон­но­го литья, посколь­ку они отлич­но под­да­ют­ся реза­нию.

Сплавы алюминия с кремнием или так называемые силумины (АЛ2, АЛ4 и АЛ9)

Их глав­ная осо­бен­ность в высо­ких литей­ных свой­ствах, а отлив­ки име­ют высо­кую плот­ность. Все силу­ми­ны отлич­но под­да­ют­ся обра­бот­ке реза­ни­ем.

Сплавы меди и алюминия АЛ6АЛ18

после про­ве­де­ния тер­ми­че­ской обра­бот­ки обре­та­ют высо­кие меха­ни­че­ские пока­за­те­ли в усло­ви­ях нор­маль­ной, а так­же повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ры. Они отлич­но обра­ба­ты­ва­ют­ся реза­ни­ем.

Спла­вы маг­ния и алю­ми­ния АЛ8 и АЛ27 обла­да­ют высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми анти­кор­ро­зий­ной стой­ко­сти, повы­шен­ны­ми меха­ни­че­ски­ми свой­ства­ми и отлич­но под­да­ют­ся обра­бот­ке реза­ни­ем. Зача­стую эти спла­вы исполь­зу­ют в стро­и­тель­стве кораб­лей и авиа­ци­он­ной тех­ни­ки.

Сплавы АЛ1, АЛ21 и АЛ33

Отно­сят­ся к кате­го­рии жаро­проч­ных и отлич­но под­да­ют­ся обра­бот­ке реза­ни­ем.

Что каса­тель­но про­цес­са обра­бот­ки алю­ми­ни­е­вых спла­вов фре­зе­ро­ва­ни­ем, нарез­ки резь­бы или же токар­ной обра­бот­ки, то все их мож­но раз­де­лить еще на две кате­го­рии. В зави­си­мо­сти от сво­е­го состо­я­ния алю­ми­ни­е­вые спла­вы может быть клас­си­фи­ци­ро­ва­ны по раз­ным кате­го­ри­ям лег­ко­сти обра­бот­ки.

Мяг­кие и пла­стич­ные спла­вы из алю­ми­ния – вызы­ва­ют про­бле­мы во вре­мя обра­бот­ки реза­ни­ем.

Ото­жжен­ные – спла­вы Д16 и АВ.

1-shina-alyuminievaya-elektrotehnicheskaya-splav

 

Сплавы, которые не проходят процесса упрощения при помощи термической обработки

АМц, АМг2, АМг3, АМг5, АМг6.

Отно­си­тель­но проч­ные и твер­дые алю­ми­ни­е­вые спла­вы, кото­рые обла­да­ют высо­кой подат­ли­во­стью к обра­бот­ке реза­ни­ем. В боль­шин­стве слу­ча­ев для рабо­ты с таки­ми спла­ва­ми не при­хо­дит­ся при­бе­гать к повы­ше­нию мощ­но­сти, так как они отлич­но под­да­ют­ся обра­бот­ке штат­ны­ми инстру­мен­та­ми. Если воз­ни­ка­ет надоб­ность уско­рить про­цесс обра­бот­ки, то в таком слу­чае неми­ну­е­мо при­дет­ся исполь­зо­вать спе­ци­аль­ный инстру­мент.

  • Д16Т, Д16Н, АВТ – алю­ми­ни­е­вые спла­вы, кото­рые были зака­ле­ны или же искус­ствен­но соста­ре­ны.
  • АК6, АК8, АК4–1 – ковоч­ные алю­ми­ни­е­вые спла­вы.
  • АЛ2, АЛ4, АЛ9, АЛ8, АЛ27, АЛ1, АЛ21, АЛ33 – литей­ные спла­вы.